Area X - Секретные материалы - Гид по эпизодам - 6x06: Как призраки украли Рождество


English Russian
Latest updates


The X Files

Great men

Films

Download

Blog

Links

Guest book


Эпиграфы
Рассказы
Описание    Факты    Места


6x06 How the Ghosts Stole Christmas Как призраки украли Рождество 13 Декабря 1998
Режиссер: Chris Carter
Сценаристы: Chris Carter
Оператор-постановщик: Bill Roe
Факты

- В эпизоде «Как призраки украли Рождество» автором сценария и режиссёром выступил Крис Картер. Здесь с помощью напряжённого и закрученного сюжета воплощён дух рождественского праздника, это отличный образец сжатого повествования, и это пробирающий до мурашек взгляд в тёмные уголки отношений Малдера и Скалли

- «Мы тратили много денег компании «Фокс» при съёмках шестого сезона», объясняет Картер. «Мы учились снимать сериал в Лос-Анджелесе, это было дорого и отнимало много времени. Мы всё время обещали «Фоксу», что снимем эпизод, на котором удастся сэкономить кучу денег. Мы собирались снять нечто такое, где действие происходило бы в одном помещении. И это всегда было испытанием, ведь надо понять, как в таких условиях снять то, что типично для сериала, ведь в эпизодах «Секретных материалов» всегда много движения, действия и много производственных моментов, связанных с этим. Надо было выяснить, как снять ужастик в ограниченном пространстве»

- «Это был абсолютный рекорд шестого сезона по минимальному количеству потраченных на эпизод долларов, но при этом это один из самых сложных сделанных нами эпизодов», с гордостью говорит Картер. «Мы очень напряжённо работали над «Призраками», особенно ближе к концу съёмок. В последний день, насколько я помню, мы снимали 19 часов подряд, с 15 часов пятницы до 10 утра субботы»

- Картер добавляет: «Сценарий был основан на идее дома с привидениями, над которым работали мы с Фрэнком Спотницем; основными моментами эпизода были сцена, где Дэвид и Джиллиан ползут по полу, все в крови, и то, что действие должно было протекать в одном и том же месте, в одних и тех же декорациях»

- Если отвлечься от энергичных перемещений камеры, тесно связанных сюжетных линий, призрачной атмосферы и сложных диалогов, то можно отметить, что «Призраки» рассказаны в неразрывной манере, без недешёвых особенностей съёмочного процесса «Секретных материалов»: большого количества разных декораций, а также съёмок вне студии, например, или большого количества приглашённых знаменитостей или просто актёров второго плана

- Затраты на такие статьи бюджета, как поисковые работы, аренда мест съёмок, гардероб и транспортные расходы, были сведены к минимуму. Это не относилось к звуку, спецэффектам и к другим элементам послесъёмочных работ – всё-таки «Секретные материалы» должны оставаться собой. Конечно, за всё это пришлось платить: из-за экономии увеличилась нагрузка на Картера, четырёх актёров и некоторых членов команды сериала



- Можно привести следующий пример. «Как раз после четвёртого эпизода», вспоминает художник-постановщик Кори Каплан, «мне позвонил Фрэнк и спросил, сможем ли мы снять эпизод целиком в одном помещении? Я сказала, почему бы и нет, можно сделать что-то вроде «Мой ужин с Андре» (“My Dinner With Andre”), где камера постоянно находилась в комнате и просто снимала действие с разных точек. Он сказал, что это хорошая идея, надо рассказать о ней Крису»

- «Фрэнк перезвонил на следующий день», продолжает Каплан, «и сказал: «Хорошо, мы будем снимать именно так. Крис вдохновился идеей. Камера просто будет перемещаться по одной съёмочной площадке». Я, такая наивная, предположила: «Может, будем снимать в квартире Скалли? Это одна из наших постоянных площадок, а мы на ней в этом сезоне ещё ничего не снимали». На что он задал вопрос: «А ты смогла бы построить большой дом, особняк?»

- Каплан проглотила комок, подступивший к горлу, взяла себя в руки и где-то за месяц разработала самые сложные и прекрасно детализированные декорации сезона. Богато украшенный, полномасштабный интерьер двухэтажного дома в викторианском стиле, с достаточным количеством дверей, секретных коридоров, холлов и лестниц – полно места, чтобы воображение её начальника могло вволю разгуляться

- «Он должен был быть мрачным, но не слишком. Обветшалым, но не слишком. Безлюдным, но не слишком», говорит Каплан, снова, спустя месяцы, прокручивая задачу в голове

- Начальник производственного отдела Дюк Томасик говорит с восхищением: «Это была качественная работа. Вряд ли я видел что-то лучше. Было честью построить такие декорации для неё»

- Продюсер Пол Рэбвин добавляет: «Кори Каплан построила эти чудесные, чудесные декорации, в которых персонажи ходят из одной комнаты в другую, но это по-прежнему одна и та же комната; сделать такое – серьёзное испытание. Там были книжные полки, из которых вылетали книги. Люки в полу. Было так весело. Эд Аснер и Лили Томлин запомнили это навсегда»

- Здесь стоит сказать о нескольких необычных моментах, а именно о том, как стали исполнителями ролей жильцов особняка Лили Томлин и Эд Аснер

- «Всё началось с того», говорит помощник режиссёра по подбору актёрского состава Рик Милликан, «что Лили Томлин связалась с нами пару сезонов назад. Её агент позвонил и сказал, что Лили нравятся «Секретные материалы», и что когда-нибудь она бы с удовольствием снялась в каком-нибудь эпизоде. Я сообщил об этом Крису, и он организовал встречу с Лили, они обсудили кое-какие планы на будущее. И вот, прошло два года, и вдруг Крис решил написать эпизод под неё. Я думаю, изначально он держал в голове Боба Ньхарта в роли её мужа, но Боб не захотел сниматься в этой роли»

- Ветеран актёрского цеха Аснер – бывший исполнитель главных ролей в «Шоу Мэри Тайлер Мур» (“The Mary Tyler Moore Show”) и «Лу Грант» (“Lou Grant”) – был свободен в середине октября и сказал, что сумеет подстроиться под необычное видение Крисом Картером своего персонажа. «Естественно», говорил с довольной улыбкой Милликан, «что всё сработало как нельзя лучше»

- Но лишь до тех пор, пока не были решены некоторые проблемы, которые возникали и при съёмках любого «стандартного» эпизода. Чтобы создать «бесплотный» образ для героини Томлин, будто излучающий свет, но при этом без риска для здоровья, главный гримёр Чери Монтесанто-Медкалф сделала ей такой макияж, который привлекал максимум внимания к глазам, добиваясь «сонного» и «чарующего» эффекта. Чтобы Томлин была по-настоящему стильно одетым в викторианском стиле призраком, художник по костюмам Кристин Питерс взяла напрокат антикварную ночную сорочку 1890 года и сделала несколько её точных копий непосредственно для использования на съёмках («Я просто не могла представить себе её, летающей по особняку в куполообразной юбке и шляпке», говорит Питерс)

- Для создания правильных мумифицированных останков Малдера и Скалли, руководитель отдела макетных спецэффектов Джон Вулич обратился к своему ванкуверскому предшественнику Тоби Линдала, чтобы взять на время кремниевые формы для гипсовых скелетов Малдера и Скалли, которые использовались в предыдущих эпизодах. «Затем», говорит Вулич, «мы налили скульптурную глину в эти формы и вырезали мумифицированные иссушенные «тела» обоих агентов. Мы старались сделать так, чтобы сходство с героями было не слишком большим, – Крис хотел, чтобы зритель до определённого момента не распознал, чьи это тела»

- «То есть мы должны были обеспечить некую театральную паузу, задержку», добавляет Вулич, «которая с точки зрения драматургии сработала отлично, но нам-то было нелегко найти нужный баланс для осуществления этой затеи. Если вам известно, что это они, вы их узнаете, но если вам никто не скажет, то не узнаете. Вот вам пример того, как нам в работе приходится искать грамотный баланс для развития сюжета».

- Ещё нужно было создать большие круглые пулевые отверстия прямо в голове Эда Аснера и в животе Лили Томлин так, чтобы сквозь них было всё видно, и кровь при этом не текла. Для этого постановщик спецэффектов Билл Миллар прикрепил куски оранжевой флуоресцентной ткани к тем местам, которые должны были быть отверстия; добавил источник ультрафиолета в свет; затем использовал невидимый отражённый ультрафиолет для получения координат участков на телах актёров, на которых требовалось создать с помощью компьютера «пулевые отверстия»

- «То же самое было сделано в фильме «Смерть ей к лицу» (“Death Becomes Her”), признаёт Миллар, «но нам это удалось лучше и с меньшими затратами»

- Чтобы организовать одно-единственное нестудийное место для съёмок «Призраков» – площадку рядом с особняком, специалист по подбору натуры Илт Джонс снова поехал в Пайру, маленький городок, в котором была снята большая часть эпизода «Король дождя». Он арендовал Особняк Пайру: резиденцию, построенную примерно в 1890 году в стиле королевы Анны эксцентричным миллионером и используемую для свадеб, благотворительных мероприятий и неоднократных съёмок телепрограмм и кинофильмов

- Что могло пойти не так в столь простом мероприятии? «Ничего», говорит Джонс. «За исключением того, что однажды в воскресенье утром, когда я отдыхал дома, мне позвонила моя помощница Фрэнси Метц, которая готовила особняк к съёмкам на следующий день. Она сказала: «Илт, не хочу тебя беспокоить, но горит весь холм позади здания». Я ответил: «Что?»

- «Похоже, что там был серьезный лесной пожар», сказал Джонс. «Я прыгнул в машину и побил все мыслимые рекорды скорости, чтобы добраться до места. Когда я приехал, то увидел, что все горные хребты в радиусе 7-8 километров оживлённо полыхали. Я никогда в жизни не видел столько пожарных расчётов. Семь или восемь пожарных самолётов «Супер Скупер» участвовали в тушении пожаров, а также куча вертолётов»

- «Я подумал: «О Боже! Замечательно. Что же мне делать?» Огонь явно собирался в течение нескольких минут добраться до особняка. Тогда я, будучи в жалком виде, пошёл к пожарным, которые просто стояли неподалёку и, надо сказать, курили, и спросил, что можно сделать, чтобы предотвратить беду, и я мог сохранить работу. Они сказали: «Не беспокойся. Мы вырыли противопожарную полосу. Все будет круто». И, действительно, примерно через час всё сдулось – примерно в 100 метрах от дома»

- Илт (сокр. от «Илтид») Джонс – уроженец Уэльса, играл в регби на полупрофессиональном уровне. До того, как стать специалистом по подбору натуры для телевидения и кино, он изучал географию Лос-Анджелеса на мотоцикле, работая в курьерской службе

- Название эпизода обыгрывает название известной истории про Гринча, похитившего Рождество

- «Призраки» были восьмым снятым эпизодом сезона, но в эфир вышли шестыми по счёту. Так было сделано, чтобы приурочить эпизод к Рождеству. Это был последний эпизод, снятый в 1998 году

- Адрес дома с привидениями, 1501 Ларкспёр Лейн, возможно имеет отношение к книге про Нэнси Дрю «Пароль от Ларкспёр Лейн» (“Password to Larkspur Lane”)

- Перекличка с 1013: в начале эпизода Малдер слушает рождественскую музыку по радио 101.3

- Композитору Марку Сноу очень нравился и сам эпизод, и написание клавесинной музыки к нему в стиле барокко. «Помню, что взял многое из «Детской симфонии» Гайдна», вспоминает он с улыбкой. Также сильное влияние на Сноу оказала блистательная музыка из фильма «Смертельная ловушка» (“Deathtrap”) 1982 года

- На первый взгляд оплошность: Скалли говорит Малдеру, что ей надо упаковать подарки, хотя красиво упакованные коробки уже лежат на заднем сиденье автомобиля. На самом деле это Картер специально подшутил

- Все помнят момент из съёмочных приколов, где Андерсон говорит: «Я приняла на грудь», а Духовны отвечает: «Похоже, без эг-нога не обошлось» ( эг-ног - рождественский напиток на основе взбитых яиц с добавлением алкоголя )

- Малдер рассказывал, что во время Рождества 1917 года «американские солдаты погибали в огромном количестве в охваченной войной Европе». Это исторически неверно. Хотя официально США вступили в войну в апреле 1917, её вооружённые силы были настолько неготовы, что первые солдаты прибыли во Францию только в мае 1918 и вступили в боевые действия только в июне

- В этом эпизоде есть несколько хороших примеров не бросающихся в глаза, но очаровательных для меня моментов: например Малдер всегда спускается по лестнице первым, Скалли всегда следом за ним. Не знаю, почему меня это очаровывает, но вот так оно есть

- Однажды, я мельком прочитала исследование, посвящённое сексуальному подтексту в «Секретных материалах», в основном «метафорическому» сексу, имевшему место в самых разных эпизодах, и, думаю, часть, посвящённая «Призракам», довольно интересна. Призраки разделяют Малдера и Скалли, сразу после того, как они заходят в дом. Напарники не могут воссоединиться, потому что за дверями скрываются кирпичные стены; лестницы на второй этаж появляются и исчезают самопроизвольно. Комнаты являются точным отражением их романтических отношений по Фрейду: Малдер и Скалли должны создавать барьеры, чтобы жить каждый в своём мире («стены», построенные в сознании, чтобы держать друг друга на дистанции), но они доверяют только друг другу, поэтому постоянно ходят по грани, где, с одной стороны, дают что-то друг другу, а с другой отстраняются друг от друга, боясь результатов сближения (лестницы, предлагающие это, поднимаются и опускаются, а потом исчезают). В этих «фрейдовских» комнатах у обоих агентов происходят встречи с Морисом и Лидой. Скалли впадает от этого в панику, а Малдер идёт на контакт с призраками и становится субъёктом их психоанализа. Лида, как и Джоанна в эпизоде «Страна грёз», считает Малдера и Скалли возлюбленными. Малдер, как и в «Стране грёз» утверждает: «Мы не возлюбленные». Если Крис Картер подразумевал именно это, я уважаю его ещё больше, чем раньше

- Упоминание персонажем Эда Аснера АСЗГС (Американский союз защиты гражданских свобод), возможно, является намёком на крестовые походы за либеральными ценностями, которыми прославился сам Аснер

- Р. Граймс, автор, указанный на обложке книги «Как призраки украли Рождество», назван в честь помощника реквизитора «Секретных материалов» Марти Граймса

- Ходили слухи, что название часов «Д. Кэмерон и сын – Килмарнок» имеет отношение к Джеймсу Кэмерону и фильму «Титаник». Я не смогла найти какое-либо подтверждение этому. Но в Шотландии (где и находится Килмарнок) есть компания «Д. Кэмерон и сыновья», которая занимается изготовлением циферблатов для часов, и, зачастую, название изготовителя циферблата указывается на часах

- В сцене, где Малдер и Скалли, все в крови, ползут по полу, пытаясь добраться до выхода, Скалли спрашивает Малдера, страшно ли ему, потом сама говорит: «Мне да», на что Малдер отвечает: «Мне тоже». Но в начальном варианте сценария Скалли спрашивала, не боится ли он остаться один

- В снятой версии эпизода Малдер смотрит одну из экранизаций классической повести Диккенса «Рождественская песнь» (“Christmas Carol”). Но в начальном варианте сценария он должен был смотреть ужастик «Тихая ночь, смертельная ночь» (“Silent Night, Deadly Night”), а конкретно ту сцену, где Санта Клаус размахивает ножом. В сценарии также было написано, что «на телевизоре лежит один-единственный рождественский подарок, тонкий и продолговатый, длиной около 20 сантиметров. Других признаков Рождества или зимы нет»

- Назло сценарию Картера, у Малдера над аквариумом висит рождественский чулок. Должна признать, что много раз пересматривала эпизод, прежде чем его заметила

- Я отношу себя к тем, кто рад, что нам не показали, какие подарки подарили друг другу Малдер и Скалли. Думаю, что это прекрасно – оставить их в столь личный момент и предоставить возможные варианты подарков нашему воображению

- Одно время шли бесконечные споры на тему того, еврей Фокс Малдер или нет (Духовны часто говорил, что играл Малдера, как еврея, пока ему не сказали, что это не так). Но в «Призраках» у Малдера висит рождественский чулок, он смотрит рождественский фильм, дарит рождественский подарок, а Скалли ожидала, что он найдёт кого-нибудь, с кем можно отпраздновать Рождество. Однако призрак Лиды говорит Малдеру: «Похоже, ты не собираешься есть рождественского мяса?», что было сказано в контексте одиночества Малдера, того, что ему не с кем отпраздновать Рождество, и что Скалли застрелит его; но также это могло быть сказано, потому что он еврей. Споры продолжаются

- Песня, звучащая в конце эпизода – «Have Yourself a Merry Little Christmas» («Устрой себе маленький праздник на Рождество») в исполнении Бинга Кросби

- Джиллиан Андерсон помнит «Призраков» как очень весёлый эпизод, и говорит, что особенно ей понравилось работать с Эдом Аснером. Но также она вспоминает, что искусственная кровь, которая в огромном количестве была на ней, быстро затвердела и превратилась в причиняющую неудобство клейкую массу

- Эдвард Аснер начал карьеру на телевидении в конце 50-х годов, появляясь в ролях второго плана практически во всех возможных передачах в течение 60-х. В 1970 году его взяли на роль грубоватого, но обаятельного начальника по имени Лу Грант в «Шоу Мэри Тайлер Мур». В последнем эпизоде сериала в 1977 году, все персонажи (за исключением некомпетентного Теда Бакстера) были уволены с телеканала, на котором работали; так что Аснер переместил своего персонажа из комедийного сериала в формате получасового эпизода в драматический «Лу Грант» с часовым форматом. В этом сериале Лу Грант перебрался в Лос-Анджелес, чтобы стать редактором газеты «ЭлЭй Трибьюн»

- Аснер получил три премии Эмми за исполнение роли Лу Гранта в «Шоу Мэри Тайлер Мур» и еще две за эту же роль в «Лу Гранте», что делает его единственным актёром, получавшим Эмми за исполнение роли одного и того же персонажа в комедийном и драматическом сериале. Аснер номинировался на Эмми 15 раз, 7 из которых выиграл, это больше, чем любой другой актёр (другие две премии он получил за роли в пользовавшихся успехом мини-сериалах «Богач, бедняк» (“Rich Man, Poor Man”) и «Корни» (“Roots”))

- В возрасте 77 лет Аснер продолжает уверенно работать в кадре и за кадром. Помимо большого количества озвучки, он периодически снимается в роли Уилсона Уайта в сериале канала ЭнБиСи «Студия 60 на Сансет Стрип» (“Studio 60 on the Sunset Strip”)

- Партнёрша Аснера по «Призракам» Лили Томлин по части наград тоже не промах. Она номинировалась на Эмми 11 раз (за актёрскую игру, за написание сценария и за продюсирование), 4 из которых выиграла – три за сценарий и одну за продюсирование. Также она выиграла одну Грэмми (за альбом в жанре комедии 1971 года «This is a Recording»), две Тони (одну за особые заслуги в 1977 и одну за лучшую женскую роль в 1986 за спектакль, где она была единственной актрисой) и четыре Американских Комедийных премии. Также она номинировалась на Оскара в 1976 году за роль второго плана в фильме Роберта Олтмана «Нэшвиль» (“Nashville”). Также она выиграла учреждённую Центром Кеннеди престижную награду им. Марка Твена в номинации «Юмор» в 2003 году

- Чудаковатые персонажи в исполнении Лили Томлин, особенно телефонистка Эрнестина и маленькая девочка Эдит Энн прославили её во время работы в юмористической передаче «С Роуэном и Мартином» (“Rowan and Martin's Laugh-In”) в 1969 году. С телевидения она переместилась в кино, сыграв в фильмах «Нэшвиль», «С девяти до пяти» (“Nine To Five”), «Моё второе я» (“All Of Me”), «Большой бизнес» (“Big Business”), «Деревенщина из Беверли-Хиллз» (“The Beverly Hillbillies”), «Взломщики сердец» (“I Heart Huckabees”), и, конечно же «Компаньоны» (“A Prairie Home Companion”). Также Томлин имела большой успех на Бродвее с ролями в «спектаклях одного актёра», на которых среди зрителей яблоку было негде упасть. Также она периодически играла роль Деборы Фидерер в сериале «Западное крыло» (“The West Wing”) с 2002 по 2006 год

- Томлин изучала актёрское мастерство под непосредственным руководством «Джоса Чанга» – Чарльза Нельсона Рейли, – который ознакомил её с работой монологиста Рут Дрейпер, сильно повлиявшей впоследствии на игру Лили

- За работу над «Призраками» художник-постановщик Кори Каплан получила премию «За выдающееся мастерство» от Общества художников-постановщиков телевидения и кино.







Информация для раздела "Факты" взята с сайта X-Files Fiction by Christine Leigh и переведена усилиями Britva 01.04.2011